Страничка ПДО по якутскому языку
Педагог по якутскому языку
Ефремова Розалия Семеновна
Детский сад №104 «Ладушка»
Приобщение детей старшего дошкольного возраста
якутской культуре
посредством народного декоративно-прикладного искусства
- Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Как отмечают многие исследователи, посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к родному краю. Народное искусство хранит и передает молодому поколению национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к окружающему миру. Актуальность данной темы заключается в формировании духовных и культурных ценностей народа Саха детям дошкольного возраста, с целью сохранения культурного наследия.
- Целью нашей работы является приобщение детей старшего дошкольного возраста якутской культуре посредством народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи
- ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством народа Саха;
- составление методов планирования по обучению и воспитанию детей с произведениями декоративно-прикладного искусства народа Саха;
- формирование обобщённых знаний и умений изобразительных композиций у детей;
- развитие творческого мышления, фантазии посредством народно -прикладного искусства.
Этапы работы
- I этап – теоретическое ознакомление с декоративно-прикладным искусством народа Саха.
Беседа и инструктаж по практической работе.
Педагогические задачи:
- ознакомление детей с образцами народных художественных промыслов;
- развитие умений видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла;
- объяснение содержания и композиции узора, особенностей его изобразительно-выразительных средств;
- объяснение функциональности украшаемого предмета и его связь с народными традициями;
- формирование чувства ритма, симметрии, гармонии орнаментального узора.
- II этап - Это практическая работа детей.
Задачи:
- самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народно-прикладном искусстве в разные виды художественной деятельности (лепке, рисовании, аппликации, конструировании из бумаги и картона).
- Использовать при лепке различные виды лепки: круглая скульптура, барельеф, горельеф при помощи стека. Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
При создании декоративных композиций в рисовании ставятся задачи:
- - создать декоративные композиции по мотивам национальных узоров;
- - располагать узор на бумаге той или иной формы;
- - выделять элементы узора;
- - располагать элементы узора с учетом основных правил композиции и цветовых отношений.
Детей старшего дошкольного возраста знакомим с разными видами народного искусства, учим различать их по содержанию материала, средствам выразительности, характерным признакам.
В начале учебного года начинаем занятие с рассматривания предметов, с которыми дети знакомились в предыдущей группе. Это положительно влияет на эмоциональное восприятие детей. Кроме того, восприятие знакомых предметов проходит на новом уровне, выделяя общее, дети замечают то, на что раньше не обращали внимание.
На каждом занятии учим детей выбирать цвет для каждого элемента, колорит рисунка. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и геометрические фигуры. Надо дать детям возможность самим выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для украшения детям можно давать силуэты животных, фигурки кукол, национальное платье, жилет, шапку, рукавички кукле, панно и коврики вырезанные из бумаги.
У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Стараемся показать это при рассматривании, обращаем внимание детей на разнообразие и значение цветов. Например, у якутов основными цветами являются черный и красный. Также используются добавочные цвета - зелёный, жёлтый, коричневый и синий, по ним узнавали место, где живет человек: зеленый означает лес, желтый – песок, синий – вода. Объясняем, что сам орнамент многое может рассказать – он состоит из определенных знаков, которые тоже имеют свой смысл.
Отбирая мотивы народных рисунков и орнаментов для воспроизведения
их в детских работах, учитывается доступность техники изображения и степень выразительности образов в узорах.
Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещей. Так, дети расписывают чороон, используя один из элементов узора. Затем, можно предложить украсить туесок 2-3 элементами.
В работе с детьми следует широко применять различные материалы: пластилин, тесто, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную бумагу, гуашевые и темперные краски, цветные мелки и. т.д. Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства народа Саха. Украшение изделий увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество.
В целях эмоционального восприятия, рассматривание предметов сопровождается художественным словом – поговорками, образными словами, играми, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен и стихов.
Разная организация занятий, использование наглядного материала, фольклора, музыки, сделают занятия живыми и интересными.
На занятиях по конструировании дети выполняют макеты изделий из бумаги и картона, украшая различным орнаментом.
Заключение
В ходе проводимой работы мы пришли к выводу, что занятия с использованием народного декоративно – прикладного искусства могут выступать дополнительным средством активного развития у детей изобразительных навыков и пространственного мышления, развитию творческих способностей. Нами отмечено, что у детей появляется интерес к творческой деятельности, желание создавать различные композиции, а также занятия помогают расширению кругозора.
Занятия изобразительным искусством на основе декоративно-прикладного искусства народа Саха дает детям возможность духовного обогащения, формирования определенных знаний об особенностях и традиций народной культуры, развитию графических навыков и умений.
Воспитание личности ребенка через традиции и обычаи народа ведет к тому, что у дошкольников развиваются такие качества как бережное отношение к культуре народов, к природе, уважение к взрослым.
По итогам работы мы видим, что дети разных национальностей приобщаются к народным традициям и языку народа Саха.
Литература:
Алексеева В. Что такое искусство? Как работают художники? – М. 1974. М., - 1980-выпуск 1, вып2.
Аппликационные работы в начальных классов. Книга для учителя И.К. Шеблыкин, В.И. Романина, И.И. Коганова – М.Просвещение, 1990
Афанасьев В.Ф. Классики педагогики о народной педагогике // Из истоков народной педагогики якутов.-Якутск:Якут.кн.изд-во, 1992
Баишев И.Г. Айыы тыына.-Якутск: Бичик, 1993.
Вельчинские В.М., Учитесь рисовать- Киев 1989
Ознакомление детей с якутским орнаментом
Паспорт кабинета якутского языка
Динамическая игра преследования «Сонор»
Участие и достижения педагога, воспитанников в различных мероприятиях